Обстоятельства проведения оценки транспортного средства и разновидности его износа

В настоящее время наблюдается увеличение необходимости в проведении процедуры экспертной оценки транспортного средства, что вызывается как расширением сектора частного владения, так и необходимостью инвестиционного роста.

оценка транспортаЦелью экспертной оценки транспортных средств является определение его непосредственной стоимости при появлении правовых отношений, связанных с его использованием, распоряжением или владением между государством, физическими и юридическими лицами.

Численность оцениваемых объектов довольно велика, а поэтому для получения и обработки данных о транспортных средствах применяются передовые информационные технологии.

Основными обстоятельствами проведения оценки транспортных средств (ТС) являются:

  1. купля-продажа;
  2. наследование;
  3. дарение;
  4. залог;
  5. лизинг;
  6. приватизация;
  7. сделка с ТС, которые находятся в государственной собственности;
  8. процесс оформления ТС как вклада в уставной капитал организации;
  9. выделение вклада акционера при выходе из АО;
  10. реорганизация или ликвидация организации;
  11. страхование;
  12. заключение брака;
  13. раздел имущества;
  14. мена и бартерные сделки;
  15. конфискация имущества;
  16. списание и утилизация ТС.

При проведении оценки ТС износом является относительная потеря его стоимости в течение периода эксплуатации.

По количеству сходных объектов на рынке и вне зависимости от области использования существуют два способа расчета степени износа ТС:

  1. посредством экономико-статистической методики, которая дает возможность определения износа ТС в прямой зависимости от изменения его стоимости;
  2. посредством эмпирических зависимостей, дающих возможность определить износ ТС, принимая во внимание такие его временные факторы как возраст, период службы, пробег и т.д.

Экспертная оценка ТС учитывает следующие разновидности износа:

  1. Устранимый износ, который можно исправить техническим способом;
  2. Неустранимый износ, который нельзя исправить по причине специфики конструкции ТС или же нет необходимости в исправлении, в связи с тем, что стоимость его ремонта превышает его фактическую стоимость;
  3. Моральный износ является частичной потерей стоимости ТС по причине уменьшения его пользы для покупателя, по большей части вызванной техническим прогрессом в автомобильном производстве, импортом, государственным ограничением производства данного типа ТС, прекращением непосредственного его производства либо запчастей к нему. Данная разновидность износа может быть устранена посредством осуществления модернизации.
  4. Физический износ является частичной потерей стоимости ТС ввиду того, что было изменено его состояние в период использования, которое вызвало ухудшение его характеристик. Главными причинами данного типа износа являются деформации, разрушения, коррозия, изменение физических или химических свойств материалов конструкции. Физический износ проявляется в частичной или полной потере работоспособности ТС или уменьшении его привлекательности. В свою очередь физический износ подразделяется на:
    • естественный, который происходит при правильном использовании ТС.
    • аварийный, который возникает в результате ДТП, воздействия внешних сил или нарушении технических рекомендаций по применению;
  5. Экономическое устаревание означает падение стоимости посредством общеэкономических и внутренних отраслевых факторов, которые приводят к резкому сокращению спроса на определенные виды ТС. Данная разновидность износа является неустранимой.